Стратегии поведения.

В прошлой статье мы говорили о сферах жизни и о том, как настроить гармонию в своей жизни. В этой статье – речь о том, как осознанно выбрать стратегию поведения? Для того, чтобы разобраться в этом – рассмотрим три стратегии поведения и то, как выглядят конкретные действия в каждой из стратегий.

Вы уже подготовили графики, которые отражают состояние каждой сферы вашей жизни за последние 12 месяцев. Сегодня мы будем говорить о трех стратегиях, которые может выбрать человек, сталкиваясь с трудностями и о том, как эти стратегии влияют как на разрешение проблем, с которыми мы сталкиваемся, так и на уровень жизни в целом. 

Давайте порассуждаем. Человек выбирает цель, которую хочет достичь и для ее достижения выбирает определенные действия, которые приведут к цели. И было бы идеально, если бы все было гладко и шло по плану… Однако в жизни часто случается так, что кто-то доходит до цели, а кто-то не доходит и сворачивает и отменяет эту цель. С чем это связано?

Очень часто, когда возникает какая-то ситуация, которую мы не планировали или не предполагали на своем пути и которая нам кажется трудностью – возникает необходимость выбора и принятия решения. Снова и снова. Мы разбирали в этой статье. что такое трудность и что делать, если она возникла (ссылка на трудность). 

В этой статье:

Типовые действия, которые предпринимают люди чаще всего в случае возникновения трудностей – можно объединить в три большие группы. Давайте рассмотрим их по отдельности и выделим три стратегии поведения.  

Стратегии поведения людей. три стратегии преодоления трудностей.

Поражением – мы назовем стратегию, когда человек принимает решение о том, что он слабее этой ситуации и сдается. 

Избеганием – назовем стратегию, когда человек избегает решения вопроса и не решает его, а  выбирает борьбу с проблемой. 

Атакой – назовем ту стратегию, когда человек не смотря ни на что. вопреки всему, продолжает движение в том направлении, которое выбрал и действует в направлении скорейшего разрешения ситуации. Когда он демонстрирует способность идти против инерции. 

Посмотрите, что будет результатом этих стратегий. 

Стратегия Поражения. Быстрое ухудшение дел. Человек сдался – он считает себя меньше проблемы. Жертва.

Стратегии поведения. График стратегии поражения. быстрое ухудшение дел.

В ситуации поражения происходит быстрое ухудшение дел. Человек сдался. Человек считает, что он меньше этой проблемы. Что проблема больше его. У него происходит быстрое ухудшение дел. 

Стратегии поведения. График стратегии избегания. Знакомая "синусоида".

Стратегия избегания. Та самая синусоида, знакомая всем.

В случае избегания происходит сохранение текущей ситуации и медленный спад. Определенная нестабильность. 

Стратегия атаки. На чьей ты стороне – на стороне проблемы или на стороне решения?

Стратегии поведения. График стратегии Атака. Быстрое улучшение дел.

А в случае атаки – происходит быстрое улучшение дел, человек испытывает высокое состояние, развивается его Свобода, то есть с каждым достижением он готов к новым объемам, к более сложным задачам, развивается его Авторство в различных ситуациях, то есть он готов создавать те ситуации, которые нужны ему для комфортного развития и усиливается его могущество – то есть с разрешением каждой трудности – нарастает его сила – это похоже на то, как развиваются мышцы тела – их можно наращивать небольшими подходами каждый день понемногу. 

Смотрите – когда человек выбирает для себя стратегию поражения – он видит и чувствует себя маленьким. Травинкой в огромном поле, песчинкой в огромной пустыни, каплей в море внешних факторов, жертвой. Его состояние можно описать, как затуманивающую боль.  У него болит все. Болит тело, болят его эмоции, он отказывается от своих способностей. Происходит ампутация способностей. Он испытывает эмоции боли. Чувства управляют им и чаще всего – это бывают чувства из восьмерки чувств, которые понижают состояние и лишают силы – чувства вины, обида, страх, стыд, злость, одиночество, грусть, скука или их производные.  Это те чувства, которые сопровождают его в этом состоянии, приносят ему дискомфорт и усиливают эту боль…   

Посмотрите – внимание в этом случае сфокусировано на непреодолимом препятствии, которое стоит перед человеком. На том препятствии, которое отделяет человека от его цели.  Он сосредоточен на своей боли. Он не способен сосредоточиться на внешнем. 

Что он делает? Он полностью останавливает внешние действия. Он впадает в апатию. 

Давайте посмотрим, что происходит в стратегии избегания. В этом случае – человек видит себя борцом. Он борется с возникшим препятствием. Он борется с внешними факторами, которые мешают ему реализовать его цель. часто он испытывает при этом сонливость, усталость, тупость, метание, пульсацию. Получается так, что все вопросы о лени и о борьбе с ленью и прокрастинаций, которые возникают – возникают именно из этой стратегии поведения. Запомним это?

Обычно в этом случае – человек понижает уровень своих способностей. Он испытывает страх, он борется, он мечется и он фокусирует свое внимание на цели и на силе препятствия. 

Почему большая Цель мешает? 

Посмотрите, какая здесь формируется ловушка. Сейчас очень много источников кричат – фокусируйте свое внимание на большой цели. Держите вашу цель перед собой. Но фокус именно на огромной цели – порождает фокус на больших препятствиях. С одной стороны – нас учат, что именно так можно повысить (или даже создать) свою мотивацию..Это действительно так. Когда мы формулируем Цель и когда мы формируем вИдение этой цели  (в дальнейшем – мы разберем это). 

 Кроме того, фокус на большой цели существенно снижает мотивацию, потому что человек перестает ценить конкретные результаты. Он перестает их замечать. А вот большие препятствия – остаются заметными и иногда кажутся непреодолимыми. С ними нужно бороться. Таким образом получаем ту самую борьбу с ветряными мельницами. Распределяйте свое внимание правильно. Большая цель – нужна, но основной  фокус внимания – не на ней! 

Внимание человека, который находится в состоянии избегания – пульсирует – то сосредоточивается, то рассеивается.  И, как следствие – он совершает ошибки, медлит, берется и бросает, уходит от решения… У этого человека во всех его делах, присутствует ( и она заметна) борьба с самим собой. И борьба с окружающей жизнью.  

Давайте посмотрим что происходит, когда человек выбрал для себя стратегию атаки. Мы помним, что результатом в этой стратегии становится быстрое улучшение дел. При этом – это улучшение дел происходит без борьбы и с виду это выглядит легко. На самом деле – это и происходит легко, потому что здесь иное распределение внимания. Другое отношение к проблеме и способам решения возникающих задач и разрешения тех трудностей, о которых мы говорили. 

Этот человек видит себя создателем своей реальности.

Он видит себя Автором своей жизни. Он мыслит ясно, трезво, он силен и полон энергии. Почти всегда. 

Он Использует все свои способности и развивает новые, чтобы достигать своих целей. По эмоциям – у него ярче всего выражены эмоции активности. Энтузиазм, азарт – эти эмоции чаще других сопровождают его в его деятельности. 

И он фокусируется только на конкретных текущих действиях. Производя любое действие – он сосредоточен, как прожигающий луч – он думает именно о том деле, которое делает в данный момент времени. Помните китайскую пословицу  – “Когда моешь чашку – думай о чашке”. Это именно тот случай, когда каждое действие совершается великолепно. До гордости.  и, как следствие – мы получаем быстрые, точечные действия и эффективное распределение своего времени. Для тумана в голове в этом случае не остается никаких шансов. 

Давайте посмотрим, что будет результатом каждой из стратегий в любой из значимых для нас сфер жизни. 

С деньгами – выбирая поражение – мы получаем нищету.

Оглянитесь – те люди, которые живут в бедности и в нищете – они опустили руки. Они не верят в себя, ничего не могут изменить, они испытывают апатию по отношению к деньгам и достатку в своей жизни. И часто это сопровождается и усиливается Злостью на мир и  жалостью к себе. 

Как ни странно – В стратегии избегания по деньгам – мы наблюдаем весь “средний класс” – большинство людей в мире живут именно так. Они достигли определенного уровня и не решают задачу кардинально. Они довольствуются тем, что есть. 

Ну, и в стратегии атаки по отношению к сфере денег – в качестве результата мы получаем растущее богатство. Человек делает себя. Он сам создает свое состояние. Именно таким образом он улучшает качество и повышает уровень своей жизни. Он создает деньги для удовлетворения всех своих потребностей. 

Давайте посмотрим на здоровье. В стратегии поражения – это прогрессирующие болезни и смерть. Та ситуация, когда Человек отказывается решать свои проблемы со здоровьем. Он считает, что он меньше этого. Меньше своих болезней. Что проблемы со здоровьем больше него. 

В ситуации избегания, когда человека выбирает не решение проблемы, а уход от нее, а точнее  – борьбу с ней – в итоге – мы получаем хронические болезни. 

А вот в стратегии атаки –  великолепное, улучшающееся здоровье, потому что человек не просто решает проблемы по мере их поступления, но он опережает, предусматривает болезни. А в случае возникновения каких-то болезней – он решает эти ситуации уверенно и на уровне причин. Он создает свое здоровье. 

В разных стратегиях – у человека разный Мир и разные интересы.  

Человек, который выбрал стратегию поражения – отказался от путешествий, активного отдыха – ему не интересна эта сфера и его мир с каждым днем сужается.  В стратегии избегания – мир постоянный, привычный, знакомый. Даже если человек совершает путешествия – то, как правило – в одинаковые, уже знакомые места. Он выбирает уже знакомый и проверенный отдых. Его мир не расширяется. Он не растет. Он сохраняет безопасность и не приветствует изменения. В случае атаки – мир постоянно расширяется. Человек постоянно ищет новые места. Он ищет новое применение. Он ищет новые возможности. Его мир похож на раскручивающуюся спираль. 

Что происходит с отношениями? Как выбрать стратегии поведения в отношениях?  

Для этого – просто подставим стратегии жизни, как переменные, в это уравнение. В стратегии поражения – человек отказывается от решения проблем. Он считает, что проблемы больше его, он замыкается в себе и его удел – одиночество. Он отказывается решать проблемы с людьми, которые возникают в его жизни. 

В стратегии избегания – это подъемы и спады.

Это конфликты, которые заканчиваются миром и в какой-то момент снова переходят в конфликты и так снова и снова. То есть это колебание ситуации. Именно в этой стратегии – есть много непонятных ситуаций, много компромиссов, уступок, есть борьба и, конечно же, чувства обиды и вины, которые появляются во взаимодействии с другими людьми. Вот она – иллюстрация той самой “синусоиды”, о которой так часто говорят. Да?

В стратегии атаки – это яркие, счастливые отношения, которые улучшаются с каждым днем. Которые никогда не становятся скучными. Они развиваются. 

Продолжение в детях. ДЕТИ. Стратегии поведения в воспитании детей. 

Что с детьми в жизни людей, которые выбрали разные стратегии поведения? 

У человека, который выбрал поражение по отношению к детям – детей нет. То есть фактически – даже если у него есть дети, то он находится с ними в таком глубоком конфликте, что можно смело сказать, что детей в его жизни, в его окружении, в его повседневности – детей просто нет. 

В случае избегания – происходит конфликт с детьми или с этой областью. Даже если у человека нет детей или какая-то проблема с рождением ребенка – он не стремится ее решить. Он борется. В какие-то моменты – опускает руки, в какие-то моменты – идет на компромисс, забывая о своих интересах, иногда побеждает, но важно понимать, что это – борьба! Он борется с собой, с жизнью.. А если дети уже есть – то это выражается в его отношениях с детьми. 

Ну, и наконец, в стратегии атаки – процветающие дети. Человек творчески вкладывается в воспитание, в развитие детей. 

Семья. Стратегии поведения. 

Что с семьей? В случае поражения – человек отказывается решать проблемы, которые связаны с семьей и покидает семью. 

В стратегии избегания – происходит пассивное участие в семье. Как есть. Есть куда прибиться, есть с кем пообщаться, но никакого развития в этом случае не происходит. Иногда происходят конфликты, но в этом случае – человек старается их не провоцировать, потому что они редко разрешаются кардинально. Развития в такой семье, как правило, не происходит, или происходит колебание – то развитие, потом спад, снова развитие и снова спад.  

Если человек выбирает атаку – то происходит процветание семьи. Ее развитие. 

Давайте рассмотрим три разных способа взаимодействия человека в различных группах и вклад в общество в зависимости от выбранной стратегии поведения. 

Стратегии поведения в группах. 

В случае стратегии поражения – человек покидает группы и покидает общество. В случае стратегии избегания – он пассивно участвует в группах и пассивно участвует в обществе. А в ситуации атаки – он ведет свою группу к победе, он влияет на общество и активно улучшает его. 

Посмотрите, все эти три стратегии поведения  можно очень хорошо отразить графически. 

Как мы уже говорили, в стратегии поражения человек отказывается решать вопросы и отказывается предпринимать какие-то действия и график  его результатов будет выглядеть как кривая, которая стремится к нулю. Кстати, хороший вопрос, который можно задать себе в любую минуту времени: “На чьей стороне я сейчас – на стороне проблемы или на стороне решения?”. Возможно, это главный вопрос самоанализа.

В стратегии избегания – мы видим то взлеты, то падения. Это та самая синусоида, которая в обществе принята, как данность. Посмотрите – в стратегии избегания – живет большинство. И именно отсюда родилась устойчивая идея о том, что наша жизнь – синусоида. Нет, это просто график стратегии избегания. 

Ситуация то улучшается – то ухудшается. Человек не решает ее кардинально, но при этом – вот он боролся-боролся, победил (себя), потом устал – пошел отдохнуть, все забросил, результаты упали. Когда результаты упали практически до нуля – он снова вступил в борьбу, на какое время улучшил ситуацию, поборолся, устал… И этот цикл повторяется снова и снова.

В случае стратегии атаки график наших результатов постоянно растет. С разной динамикой, с разными прибавками, но  он стремится постоянно вверх. Где-то больше, где-то меньше, он не снижается кардинально, а постоянно стремится вверх. 

Примеры стратегий поведения в конкретных задачах. Как это выглядит?

Пример 1 – браконьеры и бельки.

стратегии подедения в решении конкретных задач. Бельки и браконьеры

Давайте сейчас остановимся и подробно рассмотрим на примерах – чем отличается избегание от атаки. Для этого – рассмотрим глобальные ситуации, которые известны в мире. 

Например, проблема: В тот момент, когда в моду вошли белые шубки из меха белька. Помните, белек – это детеныш тюленей, у которого очаровательный белый мех. Бельков стали истреблять. Их стали в самом маленьком возрасте забивать на шубы ради меха. Таким образом – стала стремительно уменьшаться популяция тюленей. То есть тюленей стали истреблять до того, как они входили во взрослый возраст и могли оставить потомство.

Под угрозой оказался целый вид животных. 

Давайте посмотрим на решение этой проблемы с точки зрения трех стратегий. 

Если бы это было поражение – как бы это выглядело?

Поражение – это признать, что проблема – сильнее и у нас нет возможностей решить вопрос. Сказать – да, браконьеры сильнее нас, они плохие люди, убивают тюленей, но мы ничего поделать не можем. То есть признать проблему нерешаемой. Тогда, скорее всего, мы лишимся популяции тюленей на планете.

Как бы выглядело избегание?

В этом случае – избеганием стала бы борьба с браконьерами. Охота за ними. представляете – в этом случае – будут тратиться колоссальные средства – колоссальные деньги, колоссальные силы, для того, чтобы искать и ловить людей, которые истребляют популяцию. Но они разрозненны, их очень много, они изобретательны, у них огромный мотив, потому что это большие деньги. Задумайтесь – они будут каждый раз изобретать новые и новые шаги и, собственно, борьба может быть эффективной против какого-то одного, конкретного браконьера, но всех их вместе – таким образом отловить и остановить совершенно нереально. Потребуется очень много денег, потребуется очень много сил, но самое главное – в том, что в итоге – проблема так и не будет решена. Появляются новые и новые браконьеры. 

Что такое атака в этой ситуации?

Атака – это ответ на вопрос “Как достичь максимального результата при минимальных затратах?” Как решить вопрос кардинально? возможно ли такое? 

Давайте договоримся, что такое возможно всегда. В любой ситуации.  Как это происходило с бельками? Представьте, если в момент размножения популяции тюленей, в момент рождения бельков – просто запускать самолет, который разбрызгивает безопасную для жизни, но несмываемую краску.

Самолет разбрызгивает краску над побережьем, над тем местом, где рождаются молодые  бельки и пачкает им шкурку несмываемой краской. Таким образом, причина проблемы просто исчезает. Смотрите – у браконьеров нет злости на бельков. Они убивают из не потому, чтобы истребить популяцию. Они охотятся за их шкуркой. В тот момент, когда мы испортили им шубку – они стали совершенно не интересны для браконьеров. Шкурка обесценена и браконьерам  нет никакого смысла охотиться за бельками. 

Таким образом – мы спасаем популяцию. И это – атака – минимальными средствами достичь максимальных результатов.

Часто формулировка задачи в случае стратегии атаки содержит слова “с минимальными затратами” или “само собой”. То есть задача стоит в этом случае “Как сделать так, чтобы браконьеры сами отказались ловить бельков”. И тогда – у нас возникают варианты, как сделать так, чтобы браконьеры сами отказались от охоты на бельков – лишить их мотива, испортив шкурку бельков. 

Пример 2. Паранджа.

стратегии поведения в решении проблем. Пример.2 Паранджа.

Давайте посмотрим еще пример. В середине прошлого века в Иране правил известный реформатор Мохаммед Реза-шах Пехлеви. Он ввел в стране много реформ, движимый целью подчеркнуть величие их страны. В том числе – много действий он предпринимал для того, чтобы дать равноправие женщинам. Перед ним встала задача – для того, чтобы сделать Иран более культурным и более просвещенным и более образованным – необходимо было, чтобы женщины отказались от паранджи или, по крайней мере, чтобы паранджа стала не обязательным атрибутом. 

Каким образом можно заставить людей нарушать традиции? Как можно заставить женщину отказаться от паранджи, если в парандже ходила ее мама, бабушка, прабабушка и если это – историческая традиция? Естественно, он встретил полное сопротивление в ответ на эту реформу. 

Сопротивление, как ответ на изменения:

Мужчины – защищали своих женщин от позора, женщины – защищались от любых нарушений традиции, и решить этот вопрос казалось бы, практически невозможно. Какие тут стратегии поведения?

  1. Поражение. Что было бы поражением в этой ситуации? Поражение – это признать проблему, согласиться с ней и согласиться с тем, что она не решаема. Ну, нет прав у женщин и нет. И пусть будет так, ведь они сами не хотят снимать паранджу. Пробовали же… Войдем в большой мир в парандже или оставим женщину бесправной и безголосой, давайте продвигаться за счет мужчин. 
  2. Стратегия избегания. Стратегия борьбы. Что было бы избеганием? избеганием в этом случае было бы если бы он начал борьбу. Если бы он начал снимать паранджу с женщин насильно или издавать какие-то законы о том, что нужно обязательно ходить без паранджи. В этом случае – он получил бы огромное сопротивление и все затраты, которые пошли бы на внедрение и введение этого закона – не просто канули бы в лету, но и обернулись бы, в итоге, против самих женщин, против Иранского народа и были не просто впустую потрачены, но и принесли бы ощутимый вред. Это была бы совершенно бесполезная и никому не нужная война и борьба внутри государства. 
  3. Победа над проблемой. Атака. Как выглядела бы эта задача для стратегии Атаки? Как сделать так, чтобы женщины сами захотели снять паранджу и сняли ее. Тогда, решая эту задачу, шах Пехлеви издает указ: “Паранджу можно носить, а можно не носить. Но только проститутки и преступницы – обязаны носить паранджу”. Для них – это обязательно. Для всех остальных – это свобода выбора, потому что это – традиция. Понятно, что при такой постановке вопроса – потребовалось всего несколько лет, чтобы женщины перешли на формальную паранджу с открытым лицом. Та паранджа, которая сейчас уже привычна, когда глаза женщины видны – появилась именно в это время, благодаря реформам. 

И еще один пример изящного решения проблемы с формулировкой “само собой” и “с минимальными затратами”, то есть из стратегии Атаки. 

Пример 3. Шляпы в кино.

В начале прошлого века, когда только появилось кино – над развитием кинопромышленности встала проблема. Эта сфера оказалась убыточной из-за одного смешного факта. Кино всем понравилось, все на него с удовольствием ходили и готовы были ходить, но женщины ходили в то время в шляпах, а шляпки снимать было не принято. И естественно, женщины смотрели кино в шляпах. Понятно, что при таких условиях, кино рисковало быть нерентабельным, потому что никому из зрителей позади женщины экран был не виден. 

Попытки заставить женщин снять шляпы и оставлять их в гардеробе – не увенчались успехом. Борьба могла привести только к тому, что женщины и их спутники перестали бы ходить в кино. Давайте разложим эту ситуацию по трем стратегиям, о которых мы сегодня говорим. 

Как, зная стратегии поведения решения задач могло бы помочь решить эту задачу?

Поражением в этой ситуации было бы оставить все как есть и тогда кинематограф не получил бы того развития уже в самом своем младенчестве. 

избеганием – была бы борьба с женщинами, которые приходили в шляпах и попытки заставить их снять шляпу либо силой, либо какими-то правилами. 

Решение было оригинальным и изящным – в фойе кинотеатров стали появляться объявления, что в шляпах – можно оставаться только пожилым женщинам. Понятно, что женщины не хотели признать себя пожилыми, поэтому женщины сами стали снимать шляпы. Итак, посмотрите – в стратегии поведения атаки, где задача стояла “Как сделать так, чтобы женщины сами сняли шляпы?” И тогда, в ответ на такую постановку вопроса – находится решение. 

Обратите внимание – атака и борьба – это совершенно не одно и то же. Борьба – чаще всего – это избегание. Когда начинается борьба – проблему сложно или даже невозможно решить кардинально, потому что силы сторон меняются.

В случае атаки ВСЕГДА находится творческое, неординарное, интересное решение.

Дело в том, что Атака – стратегия, в которой мы атакуем саму проблему, а борьба ведется с оппонентом, человеком, которого мы ассоциируем с проблемой, носителем проблемы. 

Домашнее задание:

  1. Посмотрите на графики, которые получились у вас в прошлом уроке в отношении каждой из сфер вашей жизни. Графики отражают ту стратегию, которую вы выбрали в отношении этих сфер. В каких сферах вы выбрали поражение? избегание? атаку? Какие стратегии поведения для Вас привычны? Какие встречаются в Вашей жизни чаще других?
  1. Определите те сферы, в которых вы хотите выбрать стратегию атаки вместо стратегий поражения и/или избегания. 
  1. Как могла бы выглядеть задача, сформулированная в терминах “с минимальными потерями” или “само-собой” в каждой из этих сфер?
  2. Примените стратегию атаки к самым привычным ежедневным действиям. как можно изменить какие-то повторяющиеся бытовые проблемные сценарии под линзой вопросов “само-собой” и “с минимальными потерями”? 

Внимание! В следующих статьях мы будем пристально работать с целями, прояснением глубинных ценностей, формулированием желаний и постановкой задач,  состояниями, самосаботажем и много другого. На этом этапе – наша задача – сформировать навык, который мы будем использовать в дальнейшем. Поэтому – смело формулируйте задачи без сомнений и опасений. Отнеситесь к этому заданию, как к тренировке. Впереди – продолжение. Успехов и до встречи в следующей статье! Если хотите работать лично – вот ссылка: https://lanara.ru/